Анастасия Наконечная (n_nastusha) wrote,
Анастасия Наконечная
n_nastusha

Categories:

Мария Гатчинская: средство от тоски

Хорошее кино посмотрели недавно в "Покровском острове". Желающие еще успеют на премьеру в лавре.
В петербургском Культурно-просветительском центре «Покровский остров» прошел предпремьерный показ документального фильма «Избранница Христова. Святая Мария Гатчинская»



Мать Мария Гатчинская
Мать Мария Гатчинская

По просьбе Свято-Петровского братства авторы фильма – церковный историк Виктор Васильев и кинорежиссер Марина Алимпиева-Маевская – специально приехали 22 февраля из Гатчины в Культурно-просветительский центр «Покровский остров» на Канонерской улице показать фильм и пообщаться со зрителями. До этого зритель мог увидеть его всего один раз в самой Гатчинской епархии. Главная премьера еще впереди – она состоится в марте в Свято-Духовском центре Александро-Невской лавры.




Марина Алимпиева-Маевская, Виктор Васильев
Марина Алимпиева-Маевская, Виктор Васильев


Несмотря на то, что одной из трудностей создания фильма Марина Алимпиева-Маевская назвала то, что Виктор Васильев «очень много знает о святой Марии Гатчинской», в фильме действительно многое удалось показать из собранного в течение многих лет обширного исторического материала. Еще одиннадцать лет назад Виктор Васильев был секретарем комиссии по обретению мощей Марии Гатчинской (1874-1932) и уже тогда занимался изучением ее жизни.

Целью фильма было показать настоящую, нелубочную жизнь святой, описать ее жизнь, особенно последних пятнадцать лет, проходивших при советской власти. Именно в эти годы Лидия Лелянова (будущая мать Мария) принимает монашество по благословению митрополита Петроградского Вениамина. Становясь все более и более неподвижной (из-за болезни в конце жизни она была полной «недотрогой», как сама называет себя в письмах – любое движение и прикосновение приносило ей нестерпимую боль) – Мария Гатчинская становится центром Иоанновского евангельского кружка, состоявшего из нескольких девушек.




[Spoiler (click to open)]





Круг общения матери Марии был достаточно широк – одно время она принимала в день по несколько десятков человек. Среди ее посетителей – архиепископ Димитрий (Любимов), священномученик протоиерей Викторин Добронравов, священник Алексий Кибардин, монах Варсонофий, служивший в Федоровском соборе Царского Села, архимандрит Лев (Егоров), его брат Гурий (будущий митрополит) и другие. Многие из посетителей матери Марии позже приняли мученическую кончину.

Ради чего все эти люди ехали к недвижимой монахине за город в советское время? Профессор Иван Михайлович Андреевский, побывавший у нее в марте 1927 года и получивший духовную помощь, описывал это так: «Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший после смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая. И таких людей были не десятки, а многие и многие сотни».

Канонизация матери Марии Гатчинской, проходившая в 2006 году, имела особое значение не только потому, что святая была одним из центров духовного общения в Ленинградской епархии в то время. Важно и то, что она была иосифлянкой – духовной дочерью митр. Иосифа (Петровых), не принявшего компромиссную позицию митр. Сергия (Страгородского) о лояльности к советской власти.






Фильм не только знакомит с историей жизни Марии Гатчинской, но и передает атмосферу тех лет благодаря включению сцен реконструкции истории, когда современные актеры иллюстрируют те или иные эпизоды из жизни святой.

Больше часа создателей фильма не отпускали после показа – расспрашивали о трудностях создания фильма (оказалось, что к съемкам привлекали практически друзей и знакомых авторов, которые поддержали их желание рассказать о матери Марии широкому зрителю), о новых исторических находках в ходе исследования, интересовались дальнейшими планами в отношении увековечения памяти как матери Марии, так и других верующих, пострадавших в годы советских репрессий.






Многим понравился подход авторов, выраженный Виктором Васильевым: «Мы хотели, чтобы этот фильм не вызывал ни в коей мере магического отношения к святой, а наоборот – рассказал о той жизни христиан, которая важна и для нас сегодня».

Мария Гатчинская умерла в тюремной больнице в апреле 1932 года. Сам арест, когда больную монахиню, грубо схватив за руки и за ноги, бросили в грузовик автомобиля, и дальнейшее ее пребывание без должного ухода наверняка причиняли матушке тяжелые физические страдания. В тюремной больнице она не прожила и двух месяцев.

Однако главным впечатлением от просмотренного фильма и разговора с авторами, пожалуй, было ощущение поистине Христовой радости, с которым жила сама мать Мария, ухаживавшая за ней сестра Юлия, люди, которые ее знали и помнили. По сей день в Петербурге живет Александра Белавская, видевшая монахиню, будучи маленькой девочкой. И хотя Александра Петровна, в отличие от своей старшей сестры, не помнит никаких деталей встречи с матерью Марией, она удивительно ясно передает этот дух радости и бодрости, присущий святой.






Виктор Васильев, который уже долго время является секретарем Гатчинской епархиальной комиссии по канонизации святых, рассказал, что они не остановятся на создании фильма. Теперь в их планах – установление памятного знака на месте деревянного дома, в котором последние десятилетия проживала мать Мария.

Слова матери Марии Гатчинской о покаянии особенно весомо звучат сегодня, в год 100-летия начала Русской катастрофы. В ответ на признание Ивана Андреевского на одолевавшую его в течение нескольких недель тоску, от которой он не знал, как избавиться, она ответила: «Тоска есть крест духовный, посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, то есть после покаяния впадают в прежние грехи… А потому – только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое душевное страдание: надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или – со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния… А ведь какое это великое утешение сознавать, что тоска твоя есть… подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов… От мысли этой – в умиление прийти надо, а тогда – тоска постепенно растает и истинные плоды покаяния зачнутся…»






Анастасия Наконечная

Фото Игоря Хмылева

Сайт Преображенского братства
Tags: Покровский остров, новомученики, покаяние 1917, святые, советские репрессии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments